«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна,
тщетна
и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он
проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим
любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла…
Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости
покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали
апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об
этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив
Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа
показался им нелепостью.
Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос
воскрес из мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого
событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым
и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного
воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в
Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в
честь освобождения израильского народа из египетского рабства.
Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от
рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, –
означает "прехождение".
Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в
ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и
вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в
ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых,
перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас
от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами
Божиими» (Ин. 1:12).
Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым
значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником
Праздников и Торжеством из Торжеств.
Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и
песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна
Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных
храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни.
После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше
нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали
«Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость
переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она
же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе
Христос!»